Читаем детям и читаем с детьмиЗдравствуйте! Меня зовут Евгения Шафферт, я мама пятилетнего сына. Последние несколько лет я работаю в качестве интернет-обозревателя детской литературы. По профессии я – историк, а книги, в том числе книги, написанные для детей, моя давняя любовь. Когда родился сын, я снова окунулась в этот интересный мир, и даже сделала это своей профессией. Теперь я занимаюсь составлением индивидуальных библиографических списков для детей разных возрастов и интересов, а также пишу рецензии, отзывы и обзоры детских книг для разных Интернет-проектов, ссылки на большинство своих материалов я обычно размещаю в Живом Журнале под тегами «детские книги», «читали с сыном». Другая интересная область приложения моих знаний и усилий – работа в совете экспертов детской литературной премии Книгуру, задача которой найти самые лучшие произведения современных авторов, написанные для подростков. На сайте премии выложены тексты произведений, которые вошли в шорт-лист, и любой подросток может стать членом жюри, прочитать и оценить эти тексты. В сегодняшнем материале я сформулирую для себя и для читателей главные принципы детского чтения. Под детским чтением я подразумеваю не только самостоятельное чтение ребёнка, но и тот период, когда мама читает детям вслух. Это время, пожалуй, ещё важнее, ведь именно тогда формируется будущий читатель. Я не могу сказать, что это «10 правильных принципов детского чтения», потому что понимание того, что правильно, может серьёзно отличаться. Но именно этих принципов я придерживаюсь в своей семье и при составлении рекомендаций и отзывов по детской литературе.
В заключение я приведу небольшой список книг, которые стали для нас сыном «самыми главными» и особенно любимыми. Герои этих книг – почти что члены нашей семьи, они участвуют в играх, диалогах, помогают решать повседневные проблемы и отвечать на важные вопросы, а ещё они всегда улучшают настроение, если оно вдруг почему-то испортилось. Даль Роальд БДВ, или большой добрый великан. – М.: Росмэн-Пресс, 2005. Смешная, добрая и интересная история о том, как подружились девочка Софи и Большой Добрый Великан. Также из истории можно узнать, откуда к детям приходят прекрасные сны, и как английская королева помогла одолеть страшных людоедов. Помимо прочих достоинств, книга написана и переведена прекрасным языком! Носов Николай Приключения Незнайки и его друзей. Это книга моего детства, любовь к которой я постаралась передать и сыну. Мы уже пять раз перечитали с ним историю Незнайки, обсудили все смешные моменты, все грустные моменты. Сыну очень важно было понять, хороший Незнайка или плохой? Ведь вроде бы он и врёт, и хвастает, и совершает разные проделки, но при этом вызывает симпатию и сочувствие. Я в детстве была уверена, что Незнайка – хороший, что это просто такой ребёнок с особенным поведением, который не может делать всё правильно, но в конце концов он принимает правильные решения и находит выход из ситуации. Я не привожу здесь ссылки на конкретное издание просто потому, что изданий этой книги – множество, и можно выбрать любую с хорошими иллюстрациями по вкусу. Сильверстайн Шел Лафкадио, или Лев, который отстреливался. – М.: Розовый жираф, 2010. История о льве, который искал своё место в жизни. Сначала он научился делать то, что ни одному льву не удавалось, потом ушёл в мир людей и почти очеловечился, а после этого понял, что потерял самого себя, когда начал жить, как человек. Теперь ему нужно было понять, кто же он и чем ему заниматься дальше. Лафкадио оставил привычную ему жизнь и отправился странствовать, искать себя. История рассказана с юмором и сопровождается авторскими рисунками. Хук Джеймс. Ну где же дракон? – .М.: Лабиринт, 2008. Это единственная книжка-картинка, которую я включила в список. Читаем мы её регулярно, начиная с 2,5 лет. Даже сейчас, когда сыну уже 5,5, я не могу сказать, что книга ему не интересна или что он из неё вырос. Нет, до сих пор не вырос, так же ищет на каждой странице драконов, пересчитывает их. Сейчас его интересует не только игра художника, спрятавшего по всей книге множество драконов, но и игра автора и главного героя дедушки – а сам-то дедушка верит в дракона, или он только подзадоривает внука, будит его воображение? Что существует на самом деле: то, во что мы сами верим или только «материальный мир»? Шмидт Анни Саша и Маша. – М.: Захаров, 2005-2011. Это пять сборников рассказов о жизни и играх двух друзей – мальчика Саши и девочки Маши. Они ходят по разным делам, помогают маме и папе, празднуют праздники, играют в разные игры, едят мороженое… В общем, настоящее краткое пособие по детской дружбе и общению. До трёх лет мой сын отказывался подходить к другим детям, детские площадки были ему страшнее зубного врача. В 2 г. 11 мес. Мы начали читать понемногу книжки про Сашу и Машу, и через полгода у сына появились первые приятели в соседних песочницах, пропал страх перед общением, появилось желание знакомиться и играть в сюжетно-ролевые игры. Я наблюдала библиотерапию в действии – мы читали новую порцию рассказов, а на следующий день сын играл и разговаривал, как те дети из книги. Конечно, кроме этих, есть много других любимых и неоднократно перечитываемых книг. Я не назвала ни Карлсона, ни Волшебника Изумрудного города, ни книги о большой семье, написанной Анне-Катрин Вестли, – просто мы их ещё не читали вместе, только я сама в детстве. И я рада, что это удовольствие у нас обоих впереди! В заключение хочется порекомендовать родителям, заинтересованным в детском и семейном чтении, ознакомиться с эссе Даниеля Пеннака «Как роман», этот текст полностью посвящён вопросам «почему они не читают?» и «что сделать, чтобы они читали?». |
||