• центр детского развития
 
 
42

Контролировать или пустить на самотек? Дети и гаджеты

Контролировать или пустить на самотек? Дети и гаджеты

Вопрос ниже, редко оставляет равнодушными родителей.

Быть или не быть.

Давать или не давать.

Играть или не играть...

Кто же подскажет правильный ответ????

Контролировать или пустить на самотек?

О результатах одного эксперимента

Представляю уважаемым читателям «Сноба» результаты моего очередного «эксперимента на детях». Впрочем, участвовали в нем не только дети, но и подростки. Да и не эксперимент это на самом деле, а скорее исследование, да и не исследование вовсе, а «исследование», потому что ни о какой научной строгости, точности и достоверности в моем случае говорить не приходится. С этими оговорками представляю вам — гипотезу, методику, результаты. Судите сами, но, мне кажется, получилось интересно.

Тема, любимая родителями и журналистами, — «дети и гаджеты». Когда-то давно я провела этически очень неоднозначный эксперимент и опубликовала результаты на «Снобе». Так на эту мою изначальную тематику — «встреча ребенка (подростка) с самим собой» — никто из многочисленных журналистов и педагогов, которые потом мои результаты обсуждали, даже внимания не обратил. Все почему-то говорили только про гаджеты, хотя они в том эксперименте занимали вовсе не ведущее место. Здесь ведущее место — позиция родителей, но и сами гаджеты тоже присутствуют.

Теперь к сути.

В исследовании участвовали семьи, которые я разделила на три группы, — исходя из ответов родителей в отношении компьютера-гаджетов для ребенка (подростка).

1. «Мы четко контролируем использование компьютера и гаджета. Нашему сыну разрешено играть в компьютер — полтора часа в будний день и по воскресеньям — три часа. Интернета и игр в телефоне у него нет». Сроки и их распределение по дням могли быть любыми, главное четкость позиции и ее понятность для ребенка (подростка). Ребенок подтверждает: да, родители придерживаются именно такой позиции и она ими соблюдается.

2. «Сроки у нас как бы обозначены, но четко соблюдать их не получается, мы находимся в состоянии непрерывной борьбы — положи телефон, почитай книгу, не будешь слушаться — отберу гаджет, еще одна двойка и компьютера ты лишишься и т. д.» Иногда у ребенка отбирают смартфон, компьютер запароливают, потом все это, разумеется, возвращается и начинается новый виток борьбы. Ребенок подтверждает: да, все так, боремся с переменным успехом. Практически все родители из этой группы хотели бы вести себя как родители из первой группы. Но в реальности им все время что-то мешает. Вопрос к родителям: сколько приблизительно времени в день ваш ребенок «сидит» в гаджетах и инете? Ответ записываю.

3. «Мы (а особенно наши дети) живем в компьютерную эру, гаджеты — естественная часть жизни, поэтому как использует, так и использует». «Если я с ним еще и из-за этого буду сражаться, так у нас вообще положительных коммуникаций не останется, хватит мне его школы». «Да все равно ничего не выйдет, не стоит и заморачиваться». Использование компьютера и гаджетов родители не контролируют вовсе — идеологически или просто лень. Перейти в первую или вторую группу эти родители и не помышляют. Ребенок подтверждает: да, время, проведенное за компьютером или смартфоном, родители никак не контролируют. (что, разумеется, не отменяет других требований — по учебе, помощи по хозяйству и т. д.) Вопрос к родителям: сколько приблизительно времени в день ваш ребенок проводит в виртуальных играх и прочем? Ответ записываю.

В первой группе у меня набралось девятнадцать семей, во второй — двадцать три, а в третьей всего шесть (больше их просто не нашлось и взять было неоткуда). Для исследования я отобрала благополучные семьи с детьми от 9 до 12 лет — тот возраст, когда родительский контроль еще актуален. Из детей выбирала тех, кто казался смышленым, способным концентрироваться, и, конечно, тех, с кем у меня установился хороший контакт (многие дети видели и знали меня раньше).

Дальше я сказала, что мне нужно отдельно поговорить с ребенком. Родители охотно согласились. Детей же я попросила о следующем: каждый день в течение недели они должны на бумажке (предпочтительно) или в самом гаджете (для третьей группы) записывать каждый раз, сколько они пользовались компьютерами и гаджетами в РЕАЛЬНОСТИ (пусть это, допустим, будет пять записей в день — три раза по пятнадцать минут и два раза по часу), и желательно (но необязательно) некую сопроводиловку — где происходило дело и что конкретно делали.

По истечении недели — позвонить мне (желательно) или написать. Родителям (и вообще никому) ничего не говорить, это наша с ними тайна, все это нужно для науки, результаты будут опубликованы, их прочтет очень много людей (полсотни тысяч я им гарантировала), никаких имен я нигде не назову, после опубликования результатов родителям и всем прочим можно будет все рассказать. Это было в октябре. Через два месяца мы эксперимент повторили — еще на неделю (декабрь).

Третий раунд — неделя в феврале. Таким образом, по каждой семье у меня три результата. И два возмущенных родителя: «Мы нашли у ребенка ваш телефон! Мы хотим знать, что это значит?!» «Вот прямо сейчас и узнаете» (я назвала им понедельник, когда результаты исследования, в котором их дети принимали участие, будут опубликованы).

Моя рабочая гипотеза была такая: самый конструктивный подход — первый, и именно в нем будут минимальное «зависание» в гаджетах и минимальные расхождения заявленного родителями и реального. Когда правила известны, разумны и понятны, их обычно соблюдают.

Однако именно в этой группе расхождения с реальностью оказались МАКСИМАЛЬНЫМИ. Например, родителями заявлено: пять часов в неделю.

Ребенок по своим подсчетам: двадцать два часа. Откуда эта гигантская разница? Играл на переменах с другом. После уроков на продленке. Однажды на ночь утащил-таки смартфон вместе с зарядкой, до четырех утра играл и общался с приятелем под одеялом. За некоторые секретные услуги на три часа дал свой планшет старший брат. Мама замоталась с младшей сестрой и забыла вовремя выключить компьютер.

Сказал, что нужно сделать презентацию по географии, скачал ее за пять минут — еще три часа сидел «Вконтакте», переключаясь на вращающийся глобус каждый раз, когда у двери возникали шаги. Играл у бабушки почти целый день, договорились маме не говорить.

Однако моральный «компьютерный» климат в первой и второй группе отличался кардинально. Дети из первой группы чувствуют, что это они виноваты, нарушая режим. Дети во второй группе осознают себя постоянно обманутыми борцами за правду и справедливость. «Я эту двойку уже почти исправил, я же уже с учительницей договорился, чего же она…!» Моральный «компьютерный» климат в третьей группе по понятным причинам — 36.6.

Ну а средняя температура по больнице получилась такая.

Первая группа. Заявлено «контролирующими» родителями: в среднем дети проводят в интернете 7 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 21,7 часа.

Вторая группа. Заявлено «борющимися» родителями: в среднем дети проводят в интернете 11,5 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 24,3 часа.

Третья группа. Заявлено «родителями-пофигистами»: в среднем дети проводят в интернете 25 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 23,7 часа.

Вам нравится? Мне тоже.

Выводы предоставляю сделать уважаемым читателям.

Напоследок еще немного информации, которой считаю нужным поделиться. От октября к февралю реальное пользование интернетом возрастает во всех трех группах (особенно сильно — во второй).

Объяснений этому не нахожу. Предполагаю: 1) постепенный уход от летнего «реального» мира зимой,

2) нарастание усталости от учебных нагрузок, потребность в сбрасывании «зеленых крокодильчиков»,

3) развитие коммуникации — в новом году появились новые друзья и виртуальное общение с ними постепенно нарастает.

Что делают дети? Первая группа — преимущественно играют и серфят. Вторая — играют и общаются, серфят значительно меньше. Третья — преимущественно серфят, на втором месте — общение. Играют меньше всех. То есть для третьей группы все это скорее путешествие в новый мир и новые встречи.

Для первой — преимущественно игра. Для второй — приключение и возможность пообщаться с теми, кто тебя понимает.

Еще из забавного — практически все дети из трех групп лояльны, во всяком случае, на словах, к «компьютерной политике» своих родителей. «Да, нормально, я всегда знаю, когда мне можно будет поиграть». «Да, конечно, я злюсь, но если у меня не отбирать, я так и буду там сидеть, а это неправильно». «Да, разумеется, какой смысл нас контролировать, если родители сами там все время сидят».

Источник snob.ru

Семейные экскурсии

Увлекательные путешествия
для детей и родителей

19 сентября выездное занятие "В гости к зверятам"

Наши предложения Отзывы участников

Отмечаем дни рождения

Индивидуальный сценарий
Оформление. Развлечения.

Услуги и цены Отзывы Полезная страничка

Выпускные для дошкольников

Услуги и цены Отзывы

Фотогалерея
  • Познавательная экскурсия театр им. Г. Камала

    Экскурсия в театр им. Г. Камала

  • Семейная экскурсия в Дендрарий

  • Семейная экскурсия в мужской монастырь

  • Арбузник

  • Группа "Играем в школу"

  • Осенние праздники

  • Новый год 2015 (с 4 до 8 лет)

  • Зимний лагерь. Кырлай - 2016

Посмотреть все фотоальбомы

Видеоархив
Смотреть все видео
Новости

29 Сентября 2018 Открыта вакансия

25 Сентября 2018 Гибкое тело

23 Сентября 2018 Ciao! Come stai?

 
 

Обслуживание сайта

Яндекс.Метрика Карта сайта

г. Казань, ул. Даурская, д. 22, +7 (962) 559-87-00, 8-92-74-400-572

 
наверх