• центр детского развития
 
 
42

Как научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Как научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Пока очередь дошла до кассы, ваш ребёнок внёс в 45-ю версию вопроса «мы ещё доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а ещё успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми! Как помочь ребёнку пережить тягостные моменты ожидания и сделать так, чтобы он не мучался сам и не выводил из себя других.

Эксперимент с маршмеллоу

Вопрос «сколько дети могут терпеть» занимает не только нас, но и учёных. Американский психолог Уолтер Мишел провёл первую версию своего знаменитого зефирного теста ещё в конце 60-х годов.

Экспериментатор клал перед дошкольником зефир. Тут внезапно у взрослого появлялись срочные дела, он выходил, но перед этим говорил, что если ребёнок дождётся его возвращения, он получит ещё один «маршмеллоу». Проверялась способность детей к самоконтролю: смогут ли они отложить немедленное удовольствие и дождаться увеличенной награды. Спустя годы Мишел провёл ещё ряд исследований и выяснил, что те ребята, которые в детстве заработали бонусную зефирку, чувствуют себя благополучнее, чем их товарищи. Во всяком случае, баллы за тест SAT и уровень образования у них были выше, индекс массы тела — ниже, да и по другим показателям вышли сплошные преимущества. Не секрет, что самоконтроль влияет на успех часто сильнее чем уровень интеллекта. Секрет в другом — как им удалось обуздать порыв?

Уолтер Мишел в своей книге The Marshmallow Test: Mastering Self-Control, которая вышла в 2014 году, объясняет, что ребята, которые не ели зефир, пытались отвлечься, а тем, кто не смог себя занять, не осталось ничего другого, кроме как подкрепиться.

С этой стороны, гаджеты — беспроигрышный вариант. Человек бьёт зомби лопатой по темечку и совершенно не ощущает, как вагон несётся в Чертаново. С другой стороны, он в этот момент не учится сам себя занимать: изучать любопытный пыльный узор на ботинках напротив сидящих, пересчитывать соседей-альбиносов, сочинять фантастический рассказ «Приключения поручня». В конце концов, у тех ребят из зефирного теста не было под рукой айпада.

Как научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Как помочь ребёнку ждать без телефонов и планшетов

1. Поддерживайте и сопереживайте ребёнку в его тягостном ожидании

Первое, что нужно знать о человеке, который не смог дослушать приветственную речь воспитательницы, он вырастет. Способность себя контролировать становится тем лучше, чем больше развита нервная система. Мозг дошкольника функционально не созрел, и «Подожди, киоск с мороженым ещё не открыт!» приравнивается к вашему отказу угощать его пломбиром. А значит, сейчас могут случиться и слёзы, и истерики, в общем, те штуки, из-за которых родитель чувствует неловкость и растерянность. Тут нужно признать чувства парня, оставшегося без эскимо, посочувствовать, возможно, выяснить, какой конфигурации и какого размера нужен вафельный рожок, и отправиться искать его в другое место. Или не искать, это уже не так важно.

Сопереживание и адекватная реакция на странные выходки ребёнка — как раз то, что помогает ему растить самоконтроль. Задача взрослого — эмпатически помочь младшему перенести дискомфорт в тягостной ситуации. Например, в очереди на карусель вместо злобного шипенья «Хватить хныкать!» мы можем предложить объятия, интересные истории про девочку, которая ждала-ждала, а потом приплыл корабль с алыми парусами и ей удалось послушать оркестр.

Вообще, не нужно рассчитывать на невероятное. Даже если ваш ребёнок уже учится в школе, вряд ли стоит ожидать, что трёхчасовой документальный фильм о бухгалтерском документообороте заставит его неподвижно сидеть на месте со сложенными руками. Не будет удивительным и то, что за это время он успеет разжечь костёр трением палочек, которые он выстругал из ножек впереди стоящего стула.

2. Визуализируйте время

У детей плохо развито чувство времени, особенно когда мы не очень конкретно выражаемся: «Что неясного? Я же говорю — обед будет потом! Позже». Если мы не научили дочь пользоваться часами, даже фраза «Я освобожусь через один час и пятнадцать минут» ни уму, ни сердцу ребёнка ничего не скажет. Когда наступает потом? Когда — позже? А что значит нелепое: «До твоего дня рождения ещё два месяца»? Время хорошо визуализировать: «Матч кончится, когда вот эта стрелочка доползёт вот до этого деления», «Зубы чистим, пока пересыпается этот песок», «Папа встанет, когда солнышко поднимется до вот той крыши». Используйте адвент-календари, закрашивайте дни недели, сообщайте, сколько минут мы поднимаетесь по эскалатору, и что печенья должны стоять в духовке 35 минут, ну то есть песок три раза пересыпется. В конце концов, ребёнок догадается, что 10 минут — это не так уж и много в масштабах вечности.

3. Покажите, как время может тянуться и, наоборот, пролетать

Покажите ребёнку, что время может лететь, если ты занят чем-то интересным, и тот же временной отрезок может быть бесконечным, если у вас гостит неприятная тётя Нюра. Играйте в стратегические настолки, где противника нужно брать измором, собирайте марки и займитесь наблюдениями за живой природой. «Видишь, да? Птица не расстроилась, что самец не построил гнездо с первой попытки. А вот сибирский кедр. Он может расти 500 лет. Если мы сядем за ним наблюдать, меня уволят с работы.» Покажите стремительному малышу медленных животных («Черепашки-ниндзя» не подходит). «Когда черепашка доползёт до конца комнаты, я допишу годовой отчёт!».

4. Держите слово

Умение подождать связано с доверием и уверенностью в своих взрослых. И, вот приятный сюрприз: как раз те родители, которые чутко реагируют на потребности детей, укрепляют и доверие, и способность воздержаться от истерики. Гораздо легче подождать папу, если ты твёрдо знаешь, что он сейчас сбегает за стремянкой и всё-таки снимет тебя с этого дерева. Папа сказал, папа сделал.

5. Не забывайте, что дети берут пример с родителей

При этом, конечно, мы должны следить за своим поведением. Не рвать на себе волосы, если вам не приходит важное письмо, а дилижанс вообще сбился с пути. Если мы не управляем своими эмоциями и впадаем то в отчаяние, то в глухое раздражение по всякому поводу, ребёнок получает однозначный сигнал: жизнь полна чрезвычайных ситуаций, тут вообще нельзя расслабляться, а противогаз надо держать под рукой.

6. Вооружитесь всем, что может занять ребёнка дольше чем на пять минут (и едой тоже)

Если вы собираетесь ехать в поезде дальнего следования, и у вас пока нет возможности медитативно наблюдать за убегающей рекой времени, стоит подумать о том, как обезопасить от ваших детей окружающих. Для малышей умные мамы берут с собой исследовательские наборы.

Верёвочки, бусы, разноцветная проволока, палочки, наборы для творчества и пальчиковые игры, книжки, блокноты, мелки и карандаши — отлично срабатывают при минимальной поддержке. Самые юные могут посвятить себя работе с канцелярским скотчем и сортировке пуговиц, дети постарше будут рады книгам (вы тоже можете почитать им вслух), словесным играм и прочим крестикам-ноликам.

И не забудьте позаботиться о бытовых моментах. Наука говорит нам о том, что под действием голода, сильного напряжения или расстройства, всякий норовит скатиться к дёрганью взрослых за штанину и неприятному нытью, что может порядком испортить игру в города.

7. Хвалите ребёнка за его терпение

Стэндфордский профессор Келли Макгонигал в книге «Сила воли. Как развить и укрепить» сообщает, что сила воли тренируется, подобно мышцам. У детей она работает похожим образом. Каждый раз, откладывая минутный импульс, младший становится всё более волевым человеком. Будет не лишним говорить о том, что вы цените усилия ребёнка и верите в него: «Ваня! Ого! Ты отказался от манеры внезапно дёргать стоп-кран! Я вижу, что тебе удаётся побеждать и руки, и подозрительные стоп-краны. Ты, брат, силен!»

8. Напоминайте ребёнку о долгосрочной цели

Психологи из Колорадского университета в Боулдере провели исследование, из которого стало ясно, что перед лицом опасности гораздо эффективнее говорить ребёнку о глобальной цели, нежели убеждать его досчитать до десяти. Видя, что сынок готовится съесть торт, хотя до прихода гостей осталось ещё два оборота минутной стрелки, не говорите ему: «Петь, прежде чем случится непоправимое, сосчитай до десяти!» (вообще такой дикий метод только колорадским учёным и мог прийти в голову). Эффективнее будет выкрикнуть другое: «Стой! Ты же хотел показать другу Васе розочку на торте! Мы же вместе её делали!». А теперь уберите лучше угощение подальше на полку. Зачем зря мучить ребёнка.

Инна Прибора

http://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6802357-zhdun

Семейные экскурсии

Увлекательные путешествия
для детей и родителей

19 сентября выездное занятие "В гости к зверятам"

Наши предложения Отзывы участников

Отмечаем дни рождения

Индивидуальный сценарий
Оформление. Развлечения.

Услуги и цены Отзывы Полезная страничка

Выпускные для дошкольников

Услуги и цены Отзывы

Фотогалерея
  • Познавательная экскурсия театр им. Г. Камала

    Экскурсия в театр им. Г. Камала

  • Семейная экскурсия в Дендрарий

  • Семейная экскурсия в мужской монастырь

  • Арбузник

  • Группа "Играем в школу"

  • Осенние праздники

  • Новый год 2015 (с 4 до 8 лет)

  • Зимний лагерь. Кырлай - 2016

Посмотреть все фотоальбомы

Видеоархив
Смотреть все видео
Новости

29 Сентября 2018 Открыта вакансия

25 Сентября 2018 Гибкое тело

23 Сентября 2018 Ciao! Come stai?

 
 

Обслуживание сайта

Яндекс.Метрика Карта сайта

г. Казань, ул. Даурская, д. 22, +7 (962) 559-87-00, 8-92-74-400-572

 
наверх