• центр детского развития
 
 
41

Зачем нам нужны знания, которые нам не нужны?

Зачем нам нужны знания, которые нам не нужны?

Хотите знать — как нам помогают в жизни «лишние знания» — которые нам никогда не понадобятся?

В преддверии учебного года снова и снова вижу нападки на базовое образование. Люди с жаром доказывают друг другу, что закон Бернулли или химическая формула спирта в жизни не пригодится. А значит — это лишние знания, и их изучение — пустая трата времени.

Безусловно, для того, чтобы наслаждаться горячей ванной, необязательно знать законы движения воды по трубам. И — чтобы наслаждаться вином — уж точно необязательно знать его химический состав.

Но у меня давно чешется язык аргументированно вступиться за избыточное образование...

Сначала расскажу одну историю. Прочтите ее, пожалуйста. Даже если вам покажется текст скучноватым. Потому что это напрямую касается вашей жизни.

В 1950-ых годах руководство СССР столкнулось с постоянными сбоями в управлении экономикой. Заняться решением этой проблемы было поручено руководить талантливому советскому математику, академику Виктору Михайловичу Глушкову.

Ученый открыл один неожиданный закон.

Оказалось, что экономику постоянно лихорадит, потому что на производстве недостаточно резервных возможностей. Госплан закладывал использование 98% расчетных мощностей, и только 2% резерва.

Глушков установил, что этого катастрофически мало! Избежать лавинообразного обрушения экономики из-за какой-либо случайности можно только в том случае, если не используется треть (33%!) мощностей предприятия.

Ученый доказал МАТЕМАТИЧЕСКИ, что 33% возможностей минимум должны служить исключительно страховым резервом, иначе экономику предприятия будет лихорадить.

Зачем я это рассказываю?

А затем, что математические законы применимы к любой системе, включая человека.

Действительно у такой системы — как тело человека — неиспользуемых резервов гораздо больше. Например, бОльшая часть нашей кровеносной системы пуста.

Хотите, курьезную историю расскажу в тему?

Когда китайский правитель Мао Цзе-дун умер, тело его решили мумифицировать. Опыта в этом вопросе у китайцев не было. Но партия сказала: «Надо». А с партией не спорят.

Китайские врачи решили выкачать из тела кровь и закачать формалин. Предполагая, что объем кровеносной системы сам собой ограничит количество закачиваемого консерванта.

Не понимаю — как они не учли прописные медицинские истины — что емкость кровеносной системы значительно больше объема крови в организме?

Представляете панику горе-специалистов, когда на их глазах труп Мао начал надуваться, как шар? Формалин заполнял все неиспользуемые при жизни кровеносные сосуды.

К счастью, подготовленный к процедуре формалин закончился прежде, чем заполнилась вся кровеносная система. К счастью китайских медиков, конечно.

Потому что нобелевский лауреат Алексис Каррель (США) подсчитал, что для полного заполнения кровеносной системы потребуется 200 000 литров крови.

Это примерно две жд цистерны!

Однако, вернемся к образованию.

У человека должен быть резерв и по знаниям тоже! Хотя бы 33% знаний, которые никак не используются. Докажу еще одним примером.

Третья история и последняя на сегодня.

Хорошо понятна тем, кто пережил кризис 1990-х. Рухнуло все. Казалось навсегда. Или очень надолго. Но страна, по словам разных специалистов, невероятно быстро восстановилась.

Почему?

Опять же по словам специалистов, потому что в СССР было прекрасное избыточное образование. Резерв «ненужных» знаний, заложенных в школе — все эти «лишние» теоремы, законы, формулы — сделали людей устойчивыми к кризису. Помогли придумать и освоить новую деятельность.

Советское образование помогло благополучно устроиться на новом месте многим тем, кто решил тогда уехать из страны. И многим тем, кто решил остаться.

Когда будете решать — зачем вашим детям НАДО учить то, что никогда в жизни не пригодиться — я хочу, чтобы вы подумали о Глушкове и его математическом законе 33% возможностей любой устойчивой системы, которые никогда не используются, а служат исключительно для подстраховки.

Затем, чтобы дети имели запас прочности.

Наше время — это время кризисов и креативности. Пусть учат закон Бернулли или формулу спирта. Пусть они никогда не пригодятся. Они все равно нам ПОМОГАЮТ. Они создают нейронные связи, которые позволяют находить нестандартные решения. Без избыточных знаний в современном кризисном мире просто не выжить.

PS. Про зависимость между «лишними» знаниями и креативностью у меня тоже есть, что сказать. Но видимо в следующий раз.

Хорошего вам учебного года.

Семейные экскурсии

Увлекательные путешествия
для детей и родителей

14 октября
Ciao! Come stai?

Наши предложения Отзывы участников

Отмечаем дни рождения

Индивидуальный сценарий
Оформление. Развлечения.

Услуги и цены Отзывы Полезная страничка

Выпускные для дошкольников

Услуги и цены Отзывы

Фотогалерея
  • Познавательная экскурсия театр им. Г. Камала

    Экскурсия в театр им. Г. Камала

  • Семейная экскурсия в Дендрарий

  • Семейная экскурсия в мужской монастырь

  • Арбузник

  • Группа "Играем в школу"

  • Осенние праздники

  • Новый год 2015 (с 4 до 8 лет)

  • Зимний лагерь. Кырлай - 2016

Посмотреть все фотоальбомы

Видеоархив
Смотреть все видео
 
 

Обслуживание сайта

Яндекс.Метрика Карта сайта

г. Казань, ул. Даурская, д. 22, +7 (962) 559-87-00, 8-92-74-400-572

 
наверх